Образование в Ирландии

 

Нам бы хотелось, чтобы больше российских студентов подавали в ирландские учебные заведения заявления о приеме. Я уверен, что образование в Ирландии россиян, а ирландцев в России — это один из лучших способов для наших людей узнать и понять друг друга, продвигаться вперед, развивать науку и исследования, обмениваться идеями.

 (Из интервью Посла Ирландии в Российской Федерации Джастина Хармана журналу Study In)

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ

Академические программы это:

  1. Курсы иностранных языков продолжительностью от 6 месяцев (Академический Семестр) до 9 месяцев (Академический Год). На этих курсах изучается ТОЛЬКО иностранный язык, и они предназначены для тех, кто хочет продолжить обучение за рубежом, но уровень владения иностранным языком недостаточен для поступления в вуз.
  2. Подготовительные курсы также длятся от 6 месяцев (Академический Семестр) до 9 месяцев (Академический Год). Они предназначены для тех, кто хочет поступить в иностранные высшие учебные заведения. На такие подготовительные курсы принимаются студенты, имеющие высокий уровень владения иностранным языком. На них помимо иностранного языка, изучается 3-4 предмета по будущей специальности. Успешное окончание подготовительных курсов гарантирует зачисление в университет.
  3. Среднее образование в Ирландии, т.е. поступление или продолжение обучения в средней школе, колледже.
  4. Высшее образование в Ирландии, т.е. поступление или продолжение обучения в университете, колледже.

 

КУРСЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Курсы иностранных языков — это общеязыковые программы, которые действуют круглый год. Они предназначены для тех, кто хочет приступить к изучению иностранного языка с «нуля» или тех, кто хочет повысить уровень владения иностранным языком. Перед началом занятий новичков тестируют и по полученным результатам определяют в соответствующую группу. На круглогодичные курсы принимаются лица, которым исполнилось 16 лет. Минимальная продолжительность курсов 2 недели, максимальная — не ограничена.

Курсы могут быть различной интенсивности:

  1. Стандартный курс — это 20 уроков (15 часов) в неделю;
  2. Интенсивный курс — это 25 уроков (18,5 часов) в неделю;
  3. Супер интенсивный курс — это 30 уроков (22,5 часа) в неделю.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КУРСЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Специальные курсы иностранных языков отличаются от общеязыковых курсов тем, что имеют определенную направленность или специфику. Например, иностранный язык для бизнесменов (бизнес курсы), индивидуальное обучение «один на один» с преподавателем, полное погружение — проживание и обучение в семье профессионального педагога, подготовка к языковым экзаменам   и т. д. Курсы действуют круглый год. Минимальная продолжительность — 2 недели.

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ

Зимние каникулы за рубежом — это не только уникальная возможность отдохнуть после напряженной учебы, но и на практике применить знания, полученные по иностранному языку. В первой половине дня студенты изучают иностранный язык по программе стандартного курса, а во второй проводятся развлекательные мероприятия (спортивные турниры, занятия по сценическому искусству, дискотеки, вечера танцев, барбекю и т. д.). В субботу и воскресенье организуются экскурсии по местным достопримечательностям.

ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ

Популярность летних каникул за рубежом растет из года в год, поскольку является великолепным сочетанием обучения и отдыха. В первой половине дня проходят занятия иностранным языком в кругу сверстников из разных стран. Каникулярные программы учитывают фактор усталости после напряженного учебного периода и составлены в щадящем режиме. С одной стороны, они сохраняют учебную форму, а с другой — дают возможность отдохнуть и развлечься: ходить по музеям, заниматься спортом, просто общаться с новыми друзьями. Каникулярные языковые программы — это как стандартные, так и специализированные программы, предлагаемые учебными центрами в период каникул. В обязательном порядке они предусматривают уроки иностранного языка с утра и обширную экскурсионно-развлекательную программу во второй половине дня.

Образование в Ирландии (Северной)

До образования такого региона как Северная Ирландия в 1922 году, на территории графств действовала система национального школьного образования, распространявшаяся на всю территорию Ирландии. Отличительной чертой данной системы являлось обеспечение базовым школьным образованием всех жителей региона: в равной степени католиков и протестантов. Обучение должно было проводиться в объединенных школах. Такая система, являясь безусловно наиболее рациональной для данного состава общества, на практике же имела ощутимые проблемы — представители основных религиозных течений, то есть католики и протестанты, препятствовали её осуществлению, что впоследствии привело к тому, что на большинстве территории Ирландии стали преобладать школы с раздельным обучением, основывающемся на конфессиональной принадлежности. После разделения острова, стали предприниматься существенные попытки урегулировать существующую систему с целью обеспечения совместного обучения протестантов и католиков, но постоянная напряженность и противостояние среди населения вело к ещё большему усилению влияния духовенства на образование в Ирландии, которое только закрепило и утвердило разделение в образовательном процессе. И даже правительственный Акт об Образовании 1947, менявший учебные планы и систему финансирования, не внес существенных изменений в сложившуюся ситуацию. В 1981 в Белфасте была открыта первая интегрированная школа в Северной Ирландии, с неё началось распространение интегрированных школ по всему региону. Рост интегрированного сектора в регионе стал одним из самых существенных образовательных событий 1980-х годов, но так этот процесс не встречал ощутимой поддержки со стороны правительства, партий и тем более со стороны церкви, которые даже наоборот всячески препятствовали их образованию, такого рода школы сталкивались с существенными финансовыми проблемами. В результате, для помощи в основании и обеспечении функционирования новых школ были созданы такие организации как: BELTIE (the Belfast Trust for Integrated Education — Белфастский фонд интегрированного образования) и NICIE (the Northern Ireland Council for Integrated Education — Совет Северной Ирландии по интегрированному образованию); в 2008 году Североирландской Ассамблеей был принят законопроект, который на первый план выдвигал решение проблемы интегрированного образования, проблем управления образовательным сектором и финансированием образования в рамках стратегии развития образования на 2008—2018. В общей сложности, планировалось инвестировать в образование за это время около 714,5 миллионов фунтов стерлингов. К числу таких мер можно отнести такие как: обеспечение и развитие сферы интегрированного образования путем поддержки интегрированных школ, обеспечение их доступности, содействие созданию интегрированных родительских комитетов. Отдельные меры предусматривались в рамках изменения учебного плана. Сюда можно отнести образование школьных курсов, изучающих религию и основные традиции всех проживающих этно-религиозных групп, а также оговаривается изучение истории и литературы, избегая пристрастности в их изложении.

Доступ к образованию

Что касается доступа к образованию в Ирландии, исследования отражают ситуацию, в которой, несмотря на более высокую пропорцию детей-католиков, католических школ меньше чем протестантских. В результате чего приблизительно 8 % католиков посещают протестантские средние школы. Это может являться одной из предпосылок к тому, что гораздо большее количество учеников — протестантов продолжают обучение в университетах и имеют более высокую квалификацию. Такие особенности влекут за собой процесс формирования общественных классов в соответствии с религиозной принадлежностью. Так, простыми рабочими являются 46 % — католики, 28 % — протестанты. В ряду более квалифицированных специалистов: 72 % протестантов и 54 % католиков.    В настоящее время из общего числа школьников в 321 830 человек, 163 371 являются католиками и 121 239 протестантами. Что касается интегрированных школ, то в настоящее время среди примерно 400 школ Северной Ирландии существует только 61 интегрированная средняя школа. Существенным доказательством в защиту интегрированных школ можно назвать результаты опроса, проводимого среди населения Северной Ирландии в 2008 году, в котором 84 % опрошенных высказались за то, что интегрированное образование в Ирландии важно для процесса примирения в регионе.

Религия

Религиозное противостояние начало складываться ещё с XII века, когда впервые норманны появились в Ирландии и впоследствии основали колонию Пейл. Постепенно, к концу XVI века, английское господство было установлено на всей территории Ирландии. Реформация и конфискация монастырских земель в конце 30-х годов XVI века сопровождались также конфискацией земель ирландцев и передачей их английским колонистам. В это время религиозные гонения вызывали новые и новые восстания по всей Ирландии. В XVII веке уже официально было закреплено религиозное господство: Вильгельм Оранский провозгласил протестантизм государственной религией. В результате всех нововведений католики были лишены права на покупку и аренду земель, права на образование в Ирландии детей и были вынуждены платить огромные налоги на содержание англиканской церкви. В столь острой религиозной ситуации католики стали объединяться для отстаивания своих прав. Например, в 1775 году была основана «католическая лига», позднее, уже в 1823 году, была создана «католическая ассоциация», целью которой также являлась эмансипация католиков. «Ассоциация» добилась подписания в 1829 году Акта об эмансипации католиков, позволившего католикам занимать государственные должности. В конце XX века в связи с обострением ситуации и введением в 1972 году прямого правления в регионе, правительство попыталось предпринять ряд мер для улучшения межрелигиозных отношений. В частности, в 1973 году был издан Акт правительства, в котором оговаривались меры по борьбе с расовой и религиозной дискриминацией в различных сферах жизни населения: в образовании, при приеме на работу, при исполнении представительских функций. Акт предусматривал образование Постоянной Консультативной Комиссии по правам человека, Трибунала для решения гражданских жалоб, рассматривающий возможные случаи дискриминации, а также учреждения ряда отдельных должностей для обеспечения равного положения протестантов и католиков в регионе.                                     Данные социологического исследования, проведенного среди протестантов и католиков в 1996 году, по вопросу принадлежности региона Северной Ирландии к Великобритании или к Ирландии показали, что 90 % протестантов желали оставаться в составе Великобритании, в то время, как только 6 % высказались за объединение с Республикой Ирландия. Что касается католического населения, только 24 % были за сохранение региона в составе Соединенного Королевства, а 60 % желали присоединения к Ирландии. Важно отметить также высокую степень определенности в отношении этого вопроса, так как процент ответивших «не знаю» на данный вопрос среди протестантов был равен 1 %, среди католиков — 7 %. По данным социологического опроса 2007 о принадлежности к религии, 53 % жителей Северной Ирландии отнесли себя к протестантам, 44 % — к католикам, а 3 % населения атеисты или придерживаются иной религии.

Языки

Белфастскими соглашениями 1998 года помимо английского, официальными языками региона были признаны, так называемые ольстерско-ирландский и ольстерско-шотландский. В 1999 году было создано два агентства по поддержке ирландского и ольстерско-шотландского языков, в рамках которых производилась помощь в изучении данных языков в школах и факультативных языковых центрах. В 2003 году Британское и Ирландское правительства совместно выразили свою приверженность принципам, установленным Актом о Северной Ирландии 1998 года, и заявили о создании правительственных учреждений, направленных на осуществление данной программы. Был создан интегрированный дополнительный фонд финансирования, связанных с программой проектов. В рамках этого фонда было выделено 12 миллионов фунтов стерлингов на 5 лет с целью обеспечения доступного обучения ирландскому языку. Также был создан орган по управлению такими проектами, который включал в себя представителей правительств двух государств, местных органов власти и муниципалитетов, что облегчало осуществление предусмотренных программ. Отдельным пунктом заявления правительств 2004 года стало признание шотландского и ирландского языков глухонемых, что также было предусмотрено ещё Белфастскими соглашениями. Такие языки имеют собственную грамматику и синтаксическую систему. В регионе Северной Ирландии на 2004 год проживало 3 500 глухонемых, пользующихся шотландским языком жестов и 1 500 человек — ирландским. В области ольстерско-шотландского языка, в 2006 году соглашением в Сент-Андрусе были предприняты аналогичные меры, как и в отношении ирландского языка. В частности, в 2006 году была создана Ольстерская Академия Шотландцев, функцией которой должно было стать сохранение культурного колорита и языка ольстерских шотландцев. Для обеспечения массового использования ольстерско-ирландского и ольстерско-шотландского языков были задействованы также такие сферы как телевидение и радиовещание, посредством гарантирования программ на языках меньшинств.

 

 

.